Задать вопрос
Все наши операторы сейчас офлайн. Оставьте сообщение и мы ответим на него в ближайшее время.

Ваше имя: *

Телефон или e-mail: *

Ваш вопрос:

Введите защитный код *


Заказать звонок
Вы можете заказать звонок нашего специалиста. Заполните, пожалуйста, поля расположенные ниже. По возможности укажите интересующие Вас вопросы в поле "Комментарий". Мы позвоним в ближайшее время.

Ваше имя: *

Телефон: *

Удобное время для звонка:

Комментарий:

Введите защитный код *


Задать вопрос
Заказать звонок
Волга Круиз Сервис
Телефон единой справочной:   8 903no skype addon 300 40 40
с 09:00 до 21:00

Твиттер Самараинтур   Facebook Волга Круиз Сервис   ВКонтакте Волга Круиз Сервис

 Хвалынск
 Балаково
 Вольск
 Усовский остров
 Саратов

Историческая справка

Традиционно годом рождения Балакова считается 1762 год, когда Екатерина II подписала Манифест, разрешавший раскольникам селиться на этих землях. Раскольники, согласно исторической легенде стали основателями Балакова.
Однако заселение этих мест началось гораздо раньше. По велению Ивана Грозного был поставлен первый военный кордон, который должен был защищать эти земли от набегов врагов.

Происхождение названия Балакова связывают со словом "балакать" (мол, любили местные жители "побалакать", т.е. поговорить).Есть также и другие версии - созвучие со словом "бурлаковка" (остановка бурлаков), сходство со словом "балык" - рыба (эти места славились богатым уловом) и др.

Поселившись в одной версте от Волги на берегу реки Балаковки, давшей название селу, старообрядцы «Ветской общины» (Остров Ветка на территории Польши) сделали удачный выбор, определивший дальнейшее развитие Балаково.

С самого начала существования Балаково  считалось селом удельным, т.е. государственным.  Оно имело административный статус – Балаковский приказ. Удельным крестьянам помимо хлебопашества разрешалось вести свободную торговлю, что привело к притоку стороннего населения. В начале 19 века в Балакове проживало уже более 2 тыс. человек.

Известно, что старообрядцы завезли в степное Заволжье лучшие сорта пшеницы-белотурки, которая давала на целинных землях невиданные доселе урожаи. Уже в 60 годы 19 века от Балаковских пристаней за одну навигацию отходило до 180 пароходов, а общий грузооборот достигал 2 млн. рублей серебром. Главного товара – хлеба-  из Балаково отправлялось до 10 млн. пудов за сезон.Вместительные амбары, стоявшие на берегу реки Балаковки, позволяли вывезти зерно самым дешевым транспортом – баржами, которые по половодью подплывали с Волги прямо к амбарам. По объемам купли-продажи зерна с. Балаково не намного отставало от крупного губернского города Самары, и поэтому о нем не только говорят, но и пишут в географических и энциклопедических справочниках как о «хлебной, пшеничной столице Поволжья».

Растущий оборотный капитал балаковских купцов-хлебопромышленников и увеличивающийся из года в год приток хлеба  привели коткрытию в 1904 году Балаковской Хлебной Биржи. Кроме пшеницы значительные доходы приносила торговля салом и лесом. Балаково являлось посредником между лесными губерниями Верхнего Поволжья и безлесной заволжской степью.

Трижды в год в Балакове бывали ярмарки – Троицкая, Предтеченская и Софьинская. Как уверяли старожилы, в Балакове можно было купить все: огнестрельное оружие, велосипеды, швейные машины, строительные материалы, автомобильные шины и ювелирные украшений. Все это привело к тому, что Балаково было одним из самых богатых сел Повольжья. Однако все купеческие капиталы оседали в банках Вольска, Николаевска и Самары, а балаковскими землями распоряжалось «крестьянское общество», состоящее из так называемых «коренных балаковцев». Местный сельский бюджет не превышал 13 тысяч рублей в год, и это при ежегодных миллионных оборотах. В результате,  в конце 19 века, в одном из самых богатых  и крупных сел не было достойной полицейской и пожарной охраны, не имелось водопровода и электрического освещения. Очень слабыми были уличное благоустройство, медицина и образование: всего одна мощеная улица – Николаевская, одна земская больница на 20 человек и ни одного среднего специального учебного заведения.

Торговля хлебом и лесом вызвала развитие других отраслей производства. Появляются первые заводы: 1850-ые годы – салотопенный, а затем, кожевенный М.Т. Мальцева,  1883- чугунолитейный механический завод Ф.А. Блинова.
С 1887 года Ф. Блинов организовал серийный выпуск пожарных насосов собственной конструкции, как стационарных, так и передвижных, которые устанавливались на конских повозках (два человека, качавших насосом воду, назывались качками).  В засушливые годы пожары, особенно в ветреную погоду, были страшным бедствием. Так пожар 1860 года унес в Балакове 25 кварталов. Несмотря на высокую стоимость – от 180 до 350 рублей – насосы быстро находили своих покупателей по всему Заволжью.

В 1896 году на окраине Балаково прошли испытания «самохода на бесконечных рельсах» конструкции Ф.А. Блинова. Это был первый в мире гусеничный трактор. Через три года, в 1899 году, братья Иван и Яков Мамины открывают специальный завод нефтяных двигателей. Здесь же ремонтировали сельскохозяйственные машины и изготавливали запчасти к ним. Первый двигатель мощностью 9,5  л.с. выпустили в мае 1903года.  Прототипом  послужил керосиновый двигатель английской фирмы «Горнсби». Но двигатель братьев Маминых работална сырой Бакинской нефти, был проще в управлении и экономичнее.

В 1908 году на двигатель братьям Маминым были выданы привилегии и патент. Изобретатели назовут его «Русский дизель». Со временем мощность этих машин была доведена до 70 и более л.с. «Русские дизели» различной мощности использовались на мельницах, водокачках, электростанциях, лесопильных и мукомольных заводах, в садах и огородах, а также на полях для привода молотилок и веялок.

В начале 20 века в Балакове происходили очень важные административные и социальные преобразования. В 1911 году Биржевой комитет при активном участии заводчика Ивана Васильевича Мамина отправляет прошение о преобразование села Балаково в город на  имя министра внутренних дел и Государя Императора. 29 апреля Советом Министров слушается дело «О преобразовании..» и выносится утвердительное постановление. Менее чем через месяц на этом постановлении было «Собственного Императорского Величества Рукою начертано: «Согласен» В Царском Селе: 27 дня 1911 года.» Ровно сто лет добивались балаковцы этого постановления. Балаково стал городом без образования  уезда в составе Николаевского уезда Самарской губернии. Два года шел процесс передачи власти от «крестьянского общества» Совету городских уполномоченных. Первое заседание Совета состоялось 16 июня 1913 года. Первым городским старостой был избран Иван Мамин, на которого тяжелым бременем легло запущенноегородское хозяйство. Благодаря его организаторскому таланту и продуманной последовательности преобразований, многие городские проблемы стали решаться. Определены границы городской земли, упорядочена торговля спиртными напитками, улучшилось санитарное состояние улиц города, началась  их электрификация (некоторые усадьбы и общественные здания, расположенные в центре города были электрифицированы уже в 1910 году). Строится пожарная часть, выходит первая городская газета «Заволжье», открывается Народный Дом, при котором работали театр и первая публичная библиотека им. А. Пушкина, открывается женская начальная школа для девочек из бедных семей, мобилизуются частные средства на борьбу с тифом и т.д.

С Балаково тесно связана деятельность одного из самых ярких персонажей гражданской войны - Василия Чапаева. Этот фронтовик, георгиевский кавалер, в 1918 году был первым военным комиссаром Николаевского уезда (куда входил и г. Балаково), возглавлял всю работу по созданию отрядов Красной Гвардии, подавлял все антисоветские вооруженные выступления в уезде, в том числе и в Балакове.

После событий Гражданской войны в 1924 г. Балаково становится районным центром Саратовской области. Заводы братьев Ивана и Якова Маминых национализированы и преобразованы в машиностроительный завод им. Ф. Дзержинского и Судоремонтный. Первый продолжает выпуск дизелей, на втором ремонтируются волжские суда.
Лето 1941 года обещало богатый урожай. Тема уборки хлебов была основной на Пленуме Балаковского райкома партии, проходившего 22 июня в средней школе №2. Заседание было прервано сообщением о начале войны. В семь часов вечера на центральной площади города собрались стар и млад. В первый день войны 139 человек балаковцев подали заявления о добровольном уходе на фронт. 14 150 жителей города и района сражались  с фашистами, не вернулось -  7 512 человек.

В августе 1941 года город принимает эвакуированных – специалистов и рабочих заводов, творческую интеллигенцию, научных работников из гг. Людиново, Первомайска, Ленинграда, Одессы, Москвы, Полтавы, Харькова, преподавательский и курсантский состав Симферопольского пулеметно-минометного училища.  Заводы перестраивают производство под нужды военного времени. Они выпускают модернизированные дизели (для передвижных военных электростанций), корпуса снарядов для СУ-152, лодки - волокуши для пулеметов, корпуса  авиабомб, мин, гранат-лимонок. Со стапелей судоремзавода сходят морские катера-охотники. Балаковские речники  в составе Волжской военной флотилии по заминированному фарватеру Волги перевозят в сражающийся Сталинград военную технику, воинское пополнение, снаряды и патроны, продовольствие,   вывозят оттуда раненых.

С Балаковской землей связаны имена 13-и героев Советского Союза,   5-и полных Кавалеров ордена Славы, 3-х командующих армиями. Их имена  - на аллее воинской Славы, ведущей к Обелиску балаковцам,  павшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1956 году началось строительство Саратовской ГЭС, седьмой станции в волжском каскаде. Эта стройка стала своеобразной экспериментальной  площадкой,  на которой отрабатывались последние достижения технической мысли и применялись новейшие технологии строительства. Основной особенностью строительства Саратовского гидроузла было применение крупногабаритного железобетона и его монтаж по единой поточной технологии. Монтаж осуществлялся тремя  специально созданными для Саратовской ГЭС козловыми кранами грузоподъемностью 220 тонн. Темпы строительства в 2-3 раза превышали обычные сроки. Над сооружением ГЭС взял шефство комсомол всей страны – сюда было направлено более 8 тысяч молодых строителей. Героический труд молодежи был высоко оценен – в 1968 году балаковский комсомол награжден орденом Трудового Красного Знамени, а с мая 1970 годаСаратовская ГЭС стала носить имя Ленинского комсомола, более 400 строителей награждены орденами и медалями. Вместе с ГЭС был построен целый комплекс гидротехнических сооружений: шлюзы, шлюзовой мост, судоходный обводной канал, водохранилище, оросительная система. Это строительство изменило ландшафтную зону Балаково. Городу стало тесно в кольце образовавшегося острова, и он шагнул за каналы: сначала через судоходный, а затем и через оросительный.

В 1967 году строится Балаковская оросительная система. «Голубая трасса плодородия» позволила привести волжскую воду в засушливые степи и тем самым увеличить производство с\х культур, в особенности пшеницы твердых и сильных сортов. В 1977 году началась история Балаковской АЭС. В 14 километрах от города, на берегу Саратовского водохранилища развернулось строительство крупнейшего в стране энергетического комплекса.
В декабре 1993 года Государственная приемочная комиссия приняла в постоянную промышленную эксплуатацию 4 энергоблок Балаковской АЭС.
 

 





ООО «Волга-Круиз-Сервис»
443020, Самара, ул. Самарская 51/53,
тел./факс: (846) 240-65-42(43), ICQ: 315-900-695, 451-359-681,
E-mail: info@volga-cruise-service.ru,
Телефон единой справочной: 8-903-300-40-40,
skype: volga-cruise-service